«Северный поток – 2». Российская пропаганда на тропе газовой войны

Строительство газопровода «Северный поток – 2» фактически завершилось, и до начала поставок российского газа в Европу через немецкий хаб, судя по всему, оставалось совсем не долго. Однако пока российские войска остаются на границе с Украиной и сохраняется высокая вероятность вторжения, Запад в качестве одного из варианта санкций все чаще обещает заморозить «Северный поток – 2». А в ответ российская пропаганда вновь бросается на защиту любимого детища Кремля.



Министр экономики и климата Германии Роберт Хабек после встречи с вице-премьером правительства Польши Яцеком Сасиным в пятницу 11 февраля в Варшаве произнес важные слова: «Геополитическая ситуация всегда будет влиять на то, будет ли разрешение на эксплуатацию „Северного потока — 2“. В текущей ситуации геополитика не может не приниматься во внимание, если говорить об эксплуатации этой нитки газопровода».


Мало какое строительство с участием России сопровождалось такими спорами и большими политическими дрязгами, и мало что России приходилось так яростно защищать в медиаполе, как «Северный поток — 2». Уровень использования пропаганды можно сравнить разве что с защитой итогов Сочинской олимпиады после допингового скандала и попыток навязать Европе мнение, что Крым — Россия. На фоне очередного витка истории с газопроводом антизападная риторика в прокремлевских СМИ усилилась в несколько раз.


Строительство газопровода «Северный поток – 2» для поставок российского газа в Европу через немецкий хаб стало предметом острых политических споров еще на этапе обсуждения проекта. С 2018 года его строительство и даже получение документов стало увязываться с политикой России в отношении Украины и антизападной риторикой внутри России. Путинский режим давно провозгласил газ геополитическим оружием, а война и военно-политическое противостояние в Украине подлило масло в огонь. Киев стал открыто заявлять, что «Северный поток — 2» оставит Украину без денег за транзит российского газа в Европу. Опасения по поводу строительства «Северного потока — 2» в связи с неадекватным поведением России на международной арене звучали даже в самой Германии, где хорошо понимают, зачем нужен этот газопровод. Но особое недовольство строительство вызвало у стран Балтии, которых пропагандистские СМИ в отместку окрестили энергетически несостоятельными.



За что критикуют «Северный поток — 2»

Газопровод критикуют не только по политическим и гуманитарным соображениям, но и по вполне прагматическим – экономическим. В Западной Европе есть два супер хаба природного газа, которые формируют цены на топливо для потребителей. Нидерландский TTF на континенте и британский NBP на островах. Немецкие газовые хабы, которые закупают норвежское и российское топливо, занимали третье и четвертое место, но 1 июня прошлого года две немецкие компании NCG и Gaspool превратились в единый оператор цен для жителей Германии, а хабы NCG и Gaspool вот-вот превратятся в единую биржу Trading Hub Europe (THE), которая станет крупнейшим продавцом газа в ЕС и, кстати, сможет влиять даже на рынок соседней Польши, предусмотрительно имевшей собственный хаб для независимой ценовой политики.

Политики в этом строительстве и без того много, а вред, который российские власти своими действиями наносят собственному проекту, только увеличивает издержки. В такой ситуации ограничиться одним пиаром проекта «Северной поток — 2» в прессе было недостаточно. Российская пропаганда, «изящество» которой ощущают на себе уже все страны Европы, взялась убеждать европейского избирателя в мирных и экономически выгодных действиях Москвы.



Основные векторы российской пропаганды


Российская пропаганда вокруг ситуации с «Северным потоком — 2» с самого начала пошла по двум направлениям. Причем и внутри России, и снаружи риторика была примерно одинаковой.


Геополитический вектор. Кремлевская пропаганда укоряла противников газопровода в несправедливых попытках сдержать Россию. А в ответ на опасения, что Россия лишит Украину транзитных денег, раздавались упреки, что Запад оказывает давление – необоснованно шельмует и применяет нерыночные механизмы давления – ради своего восточного партнера.

Параллельно с политическим нарративом российские пропагандисты использовали и экономический подтекст. Тут они подхватили идею МИДа страны, неоднократно озвученную официальным представителем Марией Захаровой:

Запад действует себе во вред, нарушая принцип экономической прагматичности. Пропаганда постоянно старается убедить и граждан России, и в первую очередь граждан Евросоюза, что Европа не выживет без российского газа ни при каких условиях или разорится на его покупке из других мест.

Испугались санкций и высоких цен


С самого начала строительства газопровода в эфирах прокремлевской программы «Вести недели» выпускают фейковые сюжеты, посвященные «Северному потоку — 2». К примеру, в сюжете под названием «Польза санкций» главный российский пропагандист Дмитрий Киселев поведал, что власти немецкого города Штральзунд выдали разрешение на строительство участка газопровода «Северный поток — 2» в территориальных водах Германии. Тут важно то, как Киселев объясняет эту новость. Его логика сводилась к тому, что американские санкции против компаний-строителей «Северного потока — 2» напугали власти Германии и они бросились в объятия России.


Отдельно в сюжете упомянуты страны Балтии. «До недавнего времени резко против газопровода выступали прибалтийские государства. Однако в конце прошлого года возражать вдруг перестали. Наверное, после того, как Литва получила первый сжиженный газ из Америки. Подсчитали — прослезились», — такими словами заканчивается сюжет.


По логике Киселева, оценить истинную цену сжиженного газа из США литовцы смогли только после того, как его получили, а вовсе не тогда, когда заключали контракт и оценивали сделку.


Но наперстничество Киселева заключается не только в этом. На самом деле информацию о том, что страны якобы Балтии резко изменили свое отношение к «Северному потоку — 2», на которой базируется сюжет, транслировали все те же российские пропагандистские источники. За основу этих материалов было взято заявление тогдашних премьер-министров Литвы Саулюса Сквернялиса, Латвии Мариса Кучинскиса и Эстонии Юри Ратаса: «Принято к сведению, что проект „Северный поток — 2“ в случае его реализации должен полностью соответствовать применимому законодательству ЕС и принципам Энергетического союза». Обман Киселева тут заключается в том, что никакой резкой смены отношения к «Северному потоку-2» не произошло, как утверждали российские СМИ. И эта фраза нисколько не противоречила официальной европейской позиции по поводу «Северного потока», которые настаивали и настаивают, что газопровод должен соответствовать всем нормам Европейской энергетической хартии и антимонопольному законодательству. По ним, к примеру, владельцы газопровода не могут распоряжаться газотранспортной системой стран ЕС, говоря попросту, трубами, по которым газ попадает из газохранилищ к конечным потребителям.


Кстати, Киселев регулярно грешит и перевиранием смысла цитат европейских политиков. Например, в одном из недавних сюжетов он заявил, что премьер-министр Польши Тадеуш Моравецкий признал поражение противников нового российского газопровода и назвал бессмысленным сопротивление России, потому как «Россия — это мировая держава, а Германия — четвертая экономика в мире».


В действительности слова премьера звучали так:

«Давайте будем честными, две могущественные страны, одна из которых — Россия — является мировой державой, а другая — Германия — четвертая экономика в мире, решили построить газопровод. Мы считаем, что это противоречит европейским правилам и гарантиям безопасности для этой части мира, для Украины, для Польши, и это эгоистический поступок. Мы уже несколько лет убеждаем другие страны присоединиться к критике газопровода».

То есть, во-первых, здесь Германия вовсе не сравнивается с Россией, а во-вторых, Моравецкий, напротив, явно говорит о продолжении борьбы, а не о бессмысленности сопротивления.



Россия теряет только деньги, а Запад – гораздо больше


Другая часть холдинга «Россия, сегодня!», в котором работает Дмитрий Киселев, медиакомпания RT (бывшая Russia Today) активно перепечатывает критику и цитаты недовольных тем, что Запад считает «Северный поток — 2» инструментом влияния России на ближних и дальних европейских соседей. Причем, все недовольные – это стандартный набор прокремлевских экспертов.


Например, Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития, который очень гордится благодарностью, полученной от самого президента России, раскритиковал заявление главы МИД ФРГ о возможных санкциях против СП-2: «Это все фантастика на уровне придумок тех политиков, которые в это играют. Мы в это играть не хотим, поэтому все эти санкции — это всё выдумки». А директор Фонда изучения США при МГУ Юрий Рогулёв, который в своих статьях главным образом нападает на США, назвал лукавством заявление госсекретаря США Энтони Блинкена о том, что «Северный поток — 2», пока по нему не идет газ, является рычагом давления в интересах Вашингтона и Берлина: «Неизвестно, против кого это давление работает, против России или же против Германии. В итоге Россия теряет только деньги, а Германия теряет гораздо больше. Так же, как и другие страны Европы, присоединившиеся к проекту».


Вообще, использование малозначимых, прикормленных экспертов в своих публикациях – фирменная черта пропагандистского ресурса RT, который компания регулярно применяет и по другим поводам.



Странам Балтии — главные шишки

Особое раздражение Кремля вызывает несогласие стран Балтии со строительством «Северного потока — 2». К примеру, власти Литвы придерживаются мнения, что газопровод не соответствует требованиям европейской энергетической безопасности, что европейцам необходимо обсудить способы достижения «по-настоящему диверсифицированной структуры энергоснабжения в будущем», а кроме того, понять, в какой степени «Северный поток — 2» соответствует «зеленому курсу» по сокращению выборов углекислого газа.

Принтскрин Веб-страницы baltnews.lt


Однако пропаганда позицию стран Балтии прежде всего объясняет русофобией. Так, в статье «Русофобия с отсрочкой: на что готова пойти Прибалтика ради российской энергии» некий политолог под псевдонимом Любовь Безродная, который часто пишет для Balthnews, обвиняет Литву, Латвию и Эстонию в высказываниях об агрессии Кремля и антироссийской риторике. Примечательно, что буквально в каждом абзаце автор упоминает слово «русофобия», как бы желая усилить эффект. «Очевидно, страны Балтии и дальше будут разрываться между русофобской идеологией, которую нужно поддерживать ради имиджа в ЕС, и собственными нуждами», — высказывает свое «авторитетное» мнение политолог.


Кроме того, Безродная шантажирует страны Балтии, грозя им энергетической катастрофой в случае сопротивления России и ее энергоресурсам. «В Литве, Латвии и Эстонии компенсировать нехватку электричества нечем. Конечно, можно запустить ГЭС или нарастить добычу и сжигание горючих сланцев, как это сделали в 2021 году в период энергокризиса. Но намного проще и дешевле закупить недостающее электричество у России», — заключает Безродная, как бы призывая «непослушные» страны Балтии поскорее одуматься.

Больше всего достается Литве, поскольку ее позиция по поводу «Северного потока — 2» жестче всех. К примеру, в сюжете «Выступления Литвы против „СП–2“ – попытка давления США на Германию», опубликованном на пропагандистском портале Balthnews, политолог и главный редактор немецкого журнала World Economy, Александр Сосновский высказывает смелую мысль о том, что Литва приравнивает Россию к нацистской Германии. Кстати, эксперта неоднократно ловили на распространении фейков вместе с прокремлевским тележурналистом Владимиром Соловьевым, который регулярно зовет его в качестве эксперта в свою программу. «Это способ убедить своих партнеров, что Россия – агрессор, ей доверять нельзя, поэтому „Северный поток — 2“ — якобы уступка агрессору, и, если мы пойдем на это, в дальнейшем нас могут ждать серьезные проблемы», — прокомментировал Сосновский ситуацию.

В действительности нет ни одного доказательства тому, что официальная Литва приравнивает Россию к нацистской Германии, и ни одной цитаты, подтверждающей слова пропагандиста.

Принтскрин Веб-страницы lt.sputniknews.ru


Но и на этом нападки на Литву не заканчиваются. Недавно на еще одном пропагандистском ресурсе, Sputnik Lietuva (входящем в круг изданий группы RT), вышел материал под заголовком «Плохая Россия, ты даешь мало газа: политики в Литве и ЕС утомили сами себя». Его автор, пишущий под псевдонимом Андрюса Пятриниса, обвиняет Брюссель, и, в частности, Вильнюс, в неумении действовать практично, а их попытки защитить свою энергетическую безопасность – политиканством. Пятринис утверждает, что «энергетика ЕС — это противостояние здравого смысла и большой политики, как внутренней, так и международной, которая мешает европейцам действовать прагматично. Результатом является кризис цен на энергоносители», а «энергетическое поведение Литвы является худшей копией этой ситуации. Последовательности в нем еще меньше». «Таким образом, можно констатировать, что и в Европе, и в Литве отсутствует адекватный подход к энергетической безопасности – в общем, обе точно не знают, чего хотят в этой сфере. Кроме того, дело осложняется политизацией энергетических отношений», — заключает подставной автор.

А в статье«Век атома не видать. Литва скоро будет выбирать между российским газом и белорусской АЭС» для ресурса Balthnews греческий политолог Пол Антонопулос, которого часто используют в качестве эксперта прокремлевские СМИ, пишет, что «экономическое положение и политический курс Литвы могут оставить ее ни с чем». «Мечты Вильнюса о литовских атомных электростанциях вряд ли воплотятся в жизнь», — считает греческий политолог, предупреждая, что таким образом Литва рискует оказаться в энергетическом тупике.



Забыть про гордость и прикусить русофобский язык

Пропаганда яростно пытается доказать, что все попытки стран Балтии, в том числе Литвы, обеспечить энергетическую независимость обречены на провал и несостоятельны, причем делает это на ресурсах, рассчитанных именно на жителей стран Балтии.


На самом деле Литва ускорила интеграцию своей оставшейся после выхода из состава СССР энергетической системы в европейскую. До середины нулевых этот процесс шел не слишком быстро: тогда Россия была хоть и сложным, но не настолько опасным соседом, как сейчас. С 2014 года, после аннексии Крыма и начала войны в Украине, темпы ускорились. Уже в октябре 2014 года Литва установила в Клайпедском порту терминал сжиженного природного газа (СПГ) «Независимость» – частый объект критики российской пропаганды. Кроме того, в Литве все чаще возникают дискуссии по поводу возможного строительства АЭС малой мощности, на замену Игналинской атомной электростанции, закрытой в 2009 году, перед вступлением в ЕС, по соображениям безопасности.


В общем, о том, что сегодня у Литвы нет другого выбора, кроме как продолжать укрепление энергетической независимости Литвы, говорило и предыдущее руководство страны, и нынешний президент Литвы Гитанас Науседа. «Мы последовательно работаем над синхронизацией электросетей с Западной Европой <…> уже в 2023 году должны провести испытания работы электроэнергетических систем Балтийских стран в изолированном режиме», – сказал Науседа. Также в планах Литвы на ближайшие годы, как и многие других европейских стран, переход на «зеленую» энергетику.

Но прокремлевской пропаганде необходимо убедить и аудиторию в России, и русскоязычных в странах Балтии, что любые попытки вырваться из-под энергетической опеки Кремля бесполезны, а старания Литвы стать самостоятельной несостоятельны по сути. «А вот у Литвы нет ни дешевого газа (СПГ не в счет — дорого), ни денег для строительства атомной станции. Так что мечты президента Науседы о мини-АЭС, которые согрели бы Литву, так и останутся, скорее всего, мечтами, – рассуждает Владимир Матвеев, очередной автор «Sputnik – Литва», о котором неизвестно ничего, кроме имени, в своей статье «Энергетические фантазии президента Литвы: он задумался о мини-АЭС».

«А ведь проблему дешевой электроэнергии можно решить легко и просто. Нужно засунуть подальше свою «литовскую гордость» и заключить договор с… Белорусской АЭС» — ядовито рассуждает автор. Не обошлось, конечно, и без упоминания русофобии: «Но для этого надо бы просто прикусить язык и позабыть русофобскую риторику», — заключает Матвеев.

Подводя итоги, можно четко сказать, что как только ввод в эксплуатацию «Северного потока-2» в очередной раз ставится под сомнение, российская пропаганда моментально вступает в активную защиту газопровода: оправдание политики Кремля и нападки на Европу. Пропагандисты прибегают к обвинениям в русофобии, финансовой несостоятельности, провокациях и недальновидности стран Балтии, и главное — продолжают отрицать то, что «Северный поток — 2» стал самым настоящим геополитическим инструментом, с помощью которого Россия надеется окончательно сделать Европу полностью зависимой от прихотей Кремля.

 

Источник иллюстрации обложки: e-ir.info/Tschub/Shutterstock

 

София Симоненко, специально для Центра гражданского сопротивления – Res Publica.

InformNapalm_logo_07.png

Partneris Lietuvoje